zimorodoc (zimorodoc) wrote in calipsyashci,
zimorodoc
zimorodoc
calipsyashci

Categories:

История картины "Неравный брак" русского художника Василия Пукирева (1832 - 1890)



Середина XIX века в России была отмечена появлением так называемых невест-бесприданниц. Семьи со средним достатком время от времени испытывали нужду, денег не всегда хватало даже на самое необходимое. Дети в это время подрастали, расходы увеличивались, и семейный бюджет не выдерживал. Труднее всего жилось семьям, где было несколько дочерей, так как каждой девушке хотелось красиво одеваться, а это стоило достаточно дорого. На фоне неустроенности быта возникали семейные неурядицы и, в конце концов, родители начинали искать выход из создавшейся ситуации. Восемнадцатилетняя дочь-красавица, как правило, была окружена поклонниками, готовыми за ней ухаживать и даже жениться. В основном это были молодые щеголи с хорошими внешними данными, но без материальных средств. Родители девушки старались найти ей жениха побогаче, да и сама невеста понимала, что несостоятельный муж ей не нужен. Тем не менее, время летело быстро, многие девицы на выданье не могли найти свое счастье и оставались незамужними. Женихов не хватало, те, кто мог бы составить партию приличной девушке, были наперечет, за ними велась настоящая охота.
Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери:"Пойдешь замуж, и точка. Довольно нам в нужде жить". Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности.После появления произведения живописи "Неравный брак" на академвыставке (1862) о художнике Пукиреве заговорила вся Россия. Эта успешная работа привлекла внимание общественности и вызвала страстную полемику в прессе.О неравных браках бытуют разные мнения. Однако история говорит о том, что такого рода браки в прошлом приносили страдания молоденьким девушкам, которых насильно выдавали замуж за стариков. Это было настоящей трагедией для жертвы, поэтому такая тематика часто присутствует в народных песнях, литературных произведениях и в изобразительном искусстве.Сам Пукирев был выходцем из семьи крестьян, он знал многое о жизни простого народа не понаслышке, его волновали проблемы общества. Картина Неравный брак, которая стала пиком творческой деятельности мастера, яркий тому пример.Подпочва картины реальное событие о несчастной любви С. М. Варенцова зажиточного фабриканта, друга Пукирева. Который обручился с бедной юной девушкой С.Н. Рыбниковой. Однако творческая фантазия художника не ограничилась подлинными фактами. Пукирев сознательно изобразил жениха более пожилым, а невесту почти дитём. К тому же, жених у Пукирева не фабрикант, а сухой и чопорный отставной генерал. Автор красками придает ему неприятного внешнего вида: глубокие морщины на лице, дряблая кожа, туго зажатый воротник все говорит о том, что чиновник черствый человек. Его не волнуют слезы невесты. Не повернув к ней головы, жених лишь шепотом высказывает свое недовольство.Молоденькая невеста полный контраст новобрачного. У нее миловидное овальное личико, маленькие губки, русые волосы отливают шелковым блеском. В свадебном платье с кружевами, прозрачной фате она выглядит по-особому трепетно и прелестно.Свое уникально произведение живописи В.В.Пукирев посвятил судьбе бесприданницы. Его полотно "Неравный брак" благодаря своей актуальности было хорошо воспринято публикой.
Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке. Общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора. Но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии. На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев много крови испортил не одному старому генералу, а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
Tags: живопись, интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments