linalina20 (linalina20) wrote in calipsyashci,
linalina20
linalina20
calipsyashci

Софонисба Ангиссола-первая известная художница эпохи Ренессанса.

Оригинал взят у linalina20 в Софонисба Ангиссола-первая известная художница эпохи Ренессанса.
Невероятно интересную и долгую жизнь прожила эта замечательная женщина,талантливая и счастливая!
Для той эпохи удивительно,но о ней очень много известно.сохранились и точные даты ее жизни: 1532, Кремона — 16 ноября 1625, Палермо .
Ведь так необычно и удачно стать художником для современницы Микеланджело и Ван Дейка (чувствуете временной период - от Возрождения до барокко практически) - совершенно уникальная штука.
Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки. Её отец Амилькар Ангиссола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет.Благородного происхождения, она еще в юности на протяжении трех лет брала уроки живописи.
Отец - Амилькар Ангиссола, был большим оригиналом, увлекавшимся античностью - не зря одну из шести дочерей он назвал Европой, а другую - Минервой. Впрочем, имя Софонисба тоже не с потолка взято - так звали дочь легендарного карфагенянина - полководца Гасдрубала.

Пять из шести девочек неплохо рисовали - явно, достаточно хорошо, чтобы отец эти занятия поощрял и даже нанял им педагога. Хотя, вряд ли он предполагал, во что это выльется.
Вот как писала Софонисба летпримерно в 17:"Игра в шахматы" - портрет сестёр Лючии, Минервы и Европы Ангиссола.
Или так - "Дети с собачкой" - думаю, Минерва и Европа и брат Гасдрубал.
У барышни потрясающее понимание пластики тела. Это хорошо видно во второй картине, где она сама себе не мешает, выстраивая путанную жанровую композицию, а позволяет аккуратно рассадить героев в ряд. Ляпы весьма небольшие - напутала с тональным разведением первого и второго планов, допустила минимальные анатомические погрешности (к примеру, "дальнюю" руку сестры на первой картине она написала того же размера, что и "ближнюю"). Ну, фон постановочный совсем. Строго говоря, задник, а не фон. Зато - отличный рисунок кистей рук, прекрасное понимание жизни складок, бережная светотеневая лепка лиц, убедительная передача сложных фактур - хоть ткани, хоть волос, хоть украшений. И это несмотря на несомненное отсутствие систематического обучения, анатомических набросков и прочих доступных обычным ученикам художников плюшек.
Зато посмотрите, как гениально она берёт выражения лиц - а ведь детская мимика - тяжёлая штука
А вот это довольно сложно решённый автопортрет с занятной историей:

Бернардино Кампи, ломбардскому живописцу, известному в основном портретами и религиозной живописью, Амилькар Ангиссола доверил завершить обучение живописи Софонисбы и её младшей сестры Елены. Поступок смелый - позволить незамужним барышням обучаться у взрослого дяди.
Кстати, то, что рука Кампи на портрете касается левой груди Софонисбы - иногда предпочитают толковать, как выражение сердечной привязанности между девушкой и учителем.
После отъезда Кампи, Софонисба перешла учиться к Гатти - тоже, как ни странно, по имени Бернардино,
А в 1554 году, копируя в соборе св. Петра картину Микеланджело, она случайно попала на глаза её автору. Старый художник похвалил её рисунки и, если современники не шутят, около двух лет время от времени давал Софонисбе советы.
"Мальчик, укушенный крабом" - картина, для которой, по легенде, Микеланджело задал тему и весьма потом хвали

Кстати, ужасно интересно , какое количество тогдашних художников смотрело на неё сначала как на "говорящую собачку", занятного уродца - девушка из хорошей семьи, не имеющая нужды в заработке, какого-то чёрта лезет в сугубо мужское, тяжёлое и грязное дело, долгое время и к искусствам-то не относимое, потому что - ремесло.
Но кем бы её не считали художники, теоретики искусства и его потребители, а заказы приходили. Конечно, в основном на портреты (хотя библейские сюжеты она тоже писала). Здесь опять нужно сказать спасибо папе - ещё до отъезда дочери из отчего дома, он разослал её картины массе нужных людей, вплоть до Папы римского.
Папу ей, впрочем, писать не довелось, но в 1558 году, в Милане она написала портрет "усмирителя Нидерландов" - герцога Альба. И так удачно, что он порекомендовал королю Филиппу пригласить художницу в Испанию.
Зимой 1559-60 годов она приехала в Мадрид, чтобы стать... фрейлиной молодой королевы.
А отчего же фрейлиной?
А оттого, что можно писать картины, можно даже получать за них плату, но чтобы при этом тебе по официальным бумагам платили как придворному художнику надо быть или не женщиной или не в Испании.

К началу испанского периода Софонисба писала примерно так:

Маленькие принцессы

Инфанта Каталина Микаэла

Естественно, она была не единственным живописцем при испанском дворе.
К примеру, был там такой Алонсо Коэльо, писавший так:
От него Софонисба взяла довольно много, и до сих пор относительно некоторых картин нет однозначного мнения (это я про пресловутую "женскую руку") - чьей рукой они писаны. Портрет короля Филиппа - один из самых известных - очень долго приписывали Коэльо.
Незамужней художница была аж до 38 лет, когда король Филипп начал очень настойчиво выдавать её замуж. И таки выдал - за Дона Франциско де Монкада, сына герцога Патерно, вице-короля Сицилии, который был куда больше итальянцем, чем испанцем. По некоторым версиям, Софонисба короля опередила и с женихом договорилась сама, но так или иначе, а свадьба была богатая и с немалыми подарками от короля.
В 1578 году супруги перебрались в Италию, а ещё через год в Палермо Дон франциско умер.
В 1578 году супруги перебрались в Италию, а ещё через год в Палермо Дон франциско умер.
Сорокасемилетняя вдова решила вернуться в родной Кремон и (общественность, внимание), познакомившись с капитаном корабля Орацио Ломеллино, вскоре вышла за него замуж.
Говорят, ему было 38,но разница в возрасте никогда не смущала его,Они прожили в любви аж 45 лет.
Конечно, она была хорошо обеспечена - король Филипп назначил ей приличную пенсию.
Естественно, часть своих денег она вложила в покупку кораблей для мужа.
А дальше они жили в Генуе.В эти годы она много писала на библейские сюжеты.
Такого в то время действительно было достаточно. С точки зрения композиции, анатомии, цветового решения и прочего и прочего - хорошие крепкие работы.

Но, к счастью, портеты и автопортреты она тоже не бросила.Точно неизвестно,какого года этот двойной портрет, но складываю его сюда - очень зрелая живопись. По мне, так здесь она практически дотягивает до уровня Тициана - и по удивительно изысканной работе в скупой гамме и по передаче света, и по тому, как наконец-то "отпустила" руку, позволяя себе не "вылизывать" второстепенные детали

В то время у нее было много учеников.В 1620 она создала свой последний автопортрет.
В конце жизни она подружилась с молодым Аитонисом Ван Дейком, когорый писал ее портреты в старости.
Умерла она 93 лет - невозможный совершенно возраст для того времени.Муж пережил ее и оплакивал до своей смерти.

Subscribe

  • Правда

  • «Под эгидой» - это где?

    «Под эгидой» - это где? Когда говорят, что мероприятие проходит под эгидой, скажем, ООН, хочется оглядеться, чтобы выяснить, под чем…

  • Потрясающий рассказ «Карма»

    Иллюстрация: JACKIEthePIRATE О том, что наши поступки действительно имеют значение. Анна Валерьевна умерла достаточно спокойно. Инсульт произошел…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Правда

  • «Под эгидой» - это где?

    «Под эгидой» - это где? Когда говорят, что мероприятие проходит под эгидой, скажем, ООН, хочется оглядеться, чтобы выяснить, под чем…

  • Потрясающий рассказ «Карма»

    Иллюстрация: JACKIEthePIRATE О том, что наши поступки действительно имеют значение. Анна Валерьевна умерла достаточно спокойно. Инсульт произошел…